«Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является. Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными.… Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным». Эрики Ландау.
Всю систему развивающей деятельности адаптивной школы можно назвать работай с одаренными детьми и детьми со скрытой одаренностью.
Основными задачами развивающей деятельности в школе мы считаем:
- формирование системы ценностей и внутренней мотивации;
- развитие творческой одарённости учащихся и работа с развитием скрытой одарённости:
- формирование целостной картины мира;
- развитие навыков самостоятельного обучения и исследовательской работы.
Психолого-педагогические наблюдения за одаренными детьми позволили выделить следующие виды интеллектуальной одаренности:
лингвистический интеллект | люди с его преобладанием – это, как правило, поэты, писатели, журналисты; работа данной секции НОУ включает театральную студию, литературную гостиную, кружок журналистики и поэзии |
руководитель Пастухова Е.В. |
социальный интеллект | способность разбираться в ситуации, понимать и формировать интересы отдельных людей и социальных групп, проявлять общественную активность, легко устанавливать контакт – характерные черты общественных деятелей, руководителей разного уровня. Развить такие способности помогает «дебатный клуб», в работе которого принимают участие учащиеся 8-11 классов | руководитель Шешукова Н.Н. |
креативный интеллект | способность продумывать идеи, что свойственно ученым, изобретателям, развивается в секциях естествознания, экономики и информационных структур | |
логико-математический интеллект | способность исследовать категории путем манипулирования объектами или их символами – в секции математики и физики | |
музыкальный интеллект | способность исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие – принадлежность композиторов, исполнителей. В этом направлении наша школа работает в тесном сотрудничестве с Детской школой искусств | |
телесно-кинестический интеллект | формирует и использует двигательные навыки в спорте. Развивать способности в этой области помогают действующие в школе спортивные секции – волейбол, баскетбол, легкая атлетика и др. |
Сстему организации научно- исследовательской деятельности учащихся нашей школы положено пять принципов:
Последовательности (предполагает организацию научно-исследовательской деятельности и ее идейно – тематическом единстве и в её преемственности этапов). Разноуровневости (организация исследовательской работы на всех уровнях работы школы: на административно - методическом, уровне педколлектива, родительского сотрудничества, на уровне работы школьника). Временного развития (связан с необходимым для каждого исследования большим или меньшим календарным сроком). Разнообразия (тематики, научных руководителей и учителей, творческих коллективов, форм подведения итогов). Постоянного совершенствования.
Такая деятельность позволяет выявлять творческих, одаренных детей и проводить с ними дополнительную работу, представляя себе возможность для самостоятельного обучения, поиска и самовыражения.
В основу деятельности школы по работе с одаренными детьми легли следующие нормативные документы:
- Конституция РК.
- Закон РК " Об образовании".
- Послание Президента Н.А.Назарбаева "Построим будущее вместе";
- Государственная и областная программы развития образования на 2011-2020 г. г
- Концепция 12-летнего среднего общего образования.
- Проект стандартов образования 12-летней школы.
- Проект Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации РК.
- Национальный план по развитию функциональной грамотности учеников.
Научно – исследовательская работа с учащимися ведется в школе с 2000 года, по программе «Одарённые дети», разработанной научным обществом, при поддержке администрации школы.
Основными документами работы НОУ «Эврика» в школе являются:
- Устав и структура НОУ;
- Положение о школьном НОУ «Эврика»;
- Положение о проектной деятельности учащихся;
- Положение о научно – практической конференции(2-11классы);
- Перспективный план работы научного - общества;
- План деятельности на каждый учебный год.
Основные направления работы:
- Включение в научно- исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами, начиная с начального звена на уровне рефератов, либо на уровне научной работы в сотрудничестве с родителями.
- Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
- Знакомство и сотрудничество с представителями науки, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
- Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
- Подготовка, организация и проведение научно- практических конференций, конкурсов, олимпиад.
- Редактирование и издание ученических научных сборников.
- Участие в школьных, городских, областных, вузовских и международных конференциях и конкурсах.
Председатель совета научно-исследовательской деятельности школьников. | Ткачева И.М, учитель химии |
Совет председателей научно-исследовательской деятельности школьников по ступеням обучения | Бочарникова Г.Г. (1-4кл), Травинская Г.В. (5-8кл), Ткачева И.М. (9-11кл), Ткачева И.М. (9-11кл) |
Группа психологов по выявлению одарённости школьников | Маслюк С.А, Зиновьева С.А. |
Совет руководителей методических объединений учителей | Пастухова Б.В-председатель, Ливадина И.Б., Крушинская О.И., Кобзева Л.Г., Шешукова Н.Н, Данилова К.Г., Краубаева С.К., Камалова Н.Н. |
Школа олимпийского резерва | Кузьмина Т.А. |
Совет по составлению базы данных одаренных школьников,участвующих в научно- исследовательской деятельности | Ткачева И.М.- председатель, Бочарникова Г.Г, Абакумова И.С., Нугуманова Г.А., Кузьмина Т.А. |
Школьный совет НОУ | Президент НОУ «Эврика» - Орыспаева Айжан |
В 2012 -2013 к защите научных проектов на областном уровне привлечены 11 учащихся, проекты носят исследовательский характер, учащиеся вместе с наставниками работают над созданием проекта не один год, углубляя материал, методом исследования, соблюдая тем самым в работе принцип преемственности.
В 2012- 2013 учебном году международные соревнования проходили на базе МЭСИ и КАСУ, учащиеся показали хорошие результаты. Количество участников в сравнении с 2011/12 годом возросло на 11, как и качество проектов.
Школа тесно сотрудничает с данным вузом, это позволяет учащимся расширить знания в области изучения языков, информатики, раскрыть способности, проект Курочкина Дениса в области информатики был высоко оценен комиссией, рекомендован на республиканские соревнования. Нугуманова Минура, Токтагулова Майгуль, Амантай Алия показали высокий уровень в области английского языка, занимаясь исследовательской деятельностью в данном учреждении, учащиеся получают возможность общаться на языке с преподавателями из Америки, студентами и преподавателями, совершенствуя свои знания.
Работа в Научном обществе дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в данной работе под руководством опытных педагогов школы и преподавателей вузов, а каждому учителю позволяет повышать уровень профессионального мастерства.
Деятельность школы по работе с одаренными детьми находит отражение в газете «Наука и жизнь», выпускаемой редколлегией НОУ «Эврика» один раз в полугодие, по итогам школьной научно- практической конференции выпускается книга и диск, в которые включены работы учащихся, занявшие 1 и 2 места.
В школе сложилась система поддержки талантливых и одаренных учащихся, учителей:
- размещение информации на сайте школы;
- общественное признание результатов (вручение грамот, объявление по радио, выпуск «Молний») ;
- увеличение каникулярного времени у учащихся, отгулов у учителей;
- размещение на стенде « Лучшие ученики школы», « Спортивные достижения школы»;
- вручение грамот, ценных призов, совместные чаепития с учителями-наставниками, фотографирование, организованное администрацией школы;
- по результатам рейтинга школы ходатайство администрацией школы перед вышестоящими организациями о награждении особо отличившихся учителей грамотами по линии ГорОО, областного департамента образования, Министерства Науки и образования РК;
- поощрение учителей льготными путевками по линии профсоюзной организации;
- внесение данных в книгу «Одаренные дети Казахстана», «Лучшие педагоги Республики» и.т.д.
- результативная работа с одаренными дает возможность учителям досрочно подтвердить или повысить квалификационную категорию.